ВЫСОЦКИЙ: время, наследие, судьба
 


Сборник "В. Высоцкий: Библиография прижизненных публикаций"

 Обложка сборника        Ответственный составитель Тхорик Ю.А.

По материалам собраний
Бацалёва Г.Г. (Селидово),
Гладкова В.И. (Северодонецк),
Гордийчука А.Н. (Кременец),
Киселева В.В. (Ярцево),
Ковтуна В.М. (Киев),
Кукореко В.М. (Вилейка),
Рогового И. И. (Москва),
Сычева В.Г. (Тверь),
Тхорика Ю.А. (Киев),
Яковлева В.А. (Старобешево),
Государственной Парламентской библиотеки Украины,
Центральной Научной библиотеки АН Украины.

Использованы библиографические списки, полученные от Маслова В.Г. (Архангельськ), Никишевой Н.К. (Одесса), Орлова Н.Г. (Саратов), Поповой Ю.В. (Москва), Фурмана Л.Н. (Хмельницкий), Чеснокова Е.В. (Москва).
 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Количество учтенных в настоящей библиографии публикаций на порядок (то есть, простите за подробности, десятикратно) превосходит общее число материалов, упомянутых во всех других изданных на день ее выхода списках.

Подчеркнув это, хотелось бы, однако, предостеречь от ошибочного впечатления как об исчерпывающей полноте предлагаемого перечня, так и о массовости посвященных В.Высоцкому печатных работ, увидевших свет при его жизни (и уж тем более об адекватности объема печатной информации общественному интересу).

Львиная доля отмеченных здесь публикаций представляет собой анонсы художественных фильмов с упоминанием Высоцкого как одного из актеров и реже — автора песен. Частично это — публикации в специальных ведомственных изданиях (таких, как, например, журнал «Киномеханик»). Но, поскольку выходившие в прокат кинокартины анонсировало также множество региональных изданий, именно эта группа публикаций, пожалуй, может считаться относительно наименее полно представленной в списке и будет активнее всего разрастаться в ходе расширения круга поисков.

Другую значительную часть составляют рецензии на драматические произведения (фильмы и спектакли), в которых Высоцкий был занят, а потому кратко упоминается, либо удостаивается нескольких строк, реже — абзацев.

Третью заметную группу образуют анонсы выступлений Высоцкого и репортажи о них, иногда с публикацией реальных либо имитированных интервью, пересказов фрагментов этих выступлений. Несмотря на то, что эта группа не так велика, как предыдущие, ее рост также имеет неплохую потенцию при дальнейшей проработке региональной прессы.

К четвертой группе можно отнести публикации стихотворений (песен) Высоцкого. По поводу оных существуют две полярные точки зрения, сводимые к следующим формулировкам: «В СССР при жизни Высоцкого не было опубликовано ни одного его стихотворения (либо «всего одно»)» и «Произведения Высоцкого публиковались многократно, но об этом мало известно сегодняшнему читателю».

Не стоит, сверившись с данной библиографией, поспешно соглашаться со вторым из приведенных утверждений.

Прежде всего, большинство отечественных публикаций, осуществленных при жизни поэта, это многократные перепечатки текстов нескольких песен из кинофильмов (в основном — 4-х текстов из «Вертикали»), состоявшиеся еще до начала гонений на автора (подчас с грубыми ошибками, а то и под чужой фамилией — напр., публ. 183-185). Но главное — все эти публикации не являются авторскими. Ни малейших свидетельств участия поэта в их подготовке до сих пор обнаружить не удалось. По поводу же выхода в свет на страницах «Дня поэзии» «безмузыкального» стихотворения «Ожидание длилось...» (текст которого там, кстати, не соответствует хранящимся в ЛГАЛИ гранкам с авторской правкой — выполненной перед не осуществившимся выходом в свет в числе других текстов на страницах журнала «Аврора»), имеется прямое высказывание поэта: «Я такого стихотворения не писал даже — оно появилось в «Дне поэзии» страшно обрезанное, исковерканное, искорёженное, И то[го], зачем я его писал, нету в этом стихе. Такое... мог бы любой человек... написать» (цит. по фонограмме выступления в МГУ в декабре 1978 г.).

Весьма малочисленны (вопреки широкой популярности) прижизненные критические и аналитические публикации, целиком посвященные творчеству Высоцкого как явлению искусства. В центральной печати СССР вышло всего четыре таковых — рассматривавшие преимущественно актерские работы Высоцкого: монография И.И.Рубановой, изданная отдельной иллюстрированной брошюрой, её же статья в 11-м выпуске альманаха «Актеры советского кино», анонимная заметка в альманахе «Экран 1973-1974» и статья М.Борка в журнале «Театр». При этом, разумеется, помимо перечисленных благожелательных, выходили в свет и работы диаметрально противоположной направленности.

Упомянув подобные публикации, нельзя не отметить, что анализ содержания этих статей (посвященных поэту как полностью, так и частично), сопоставление с происходившими параллельно событиями (напр., имевшими место беседами с Высоцким в КГБ, о которых вспоминает М.В.Розанова), систематичность появления (напр.: 31 мая 1968 г. — «Советская Россия», 2 июня — «Советская Россия», 9 июня — &«Советская Россия», 16 июня — «Комсомольская правда» и т.д.) — не оставляют сомнений в организованном характере травли. Нелишним будет напомнить, что такого рода выступления центральных изданий, являвшихся органами высших партийных и государственных структур Советского Союза, не только служили дискредитации «героя статей», но и являлись прямой рекомендацией его широкой дискриминации.

Публикации позволяют заметить и уменьшение притеснений в 1974-1976 гг. (глобальность явления и его причины нам неизвестны — не вызовет удивления, если это окажется связанным, предположим, со сменой П.Н.Демичевым Е.В.Фурцевой на посту Министра культуры СССР), и окончание этого периода, и новое послабление накануне Олимпиады-80...

С другой стороны, публикации подчас служат дополнительными свидетельствами различных действий репрессивного характера (конечно же, имевших место и в более, и в менее либеральные периоды). В тексте аннотации фильма «Стрелы Робин Гуда» авторами песен и музыки указаны Л.Прозоровский и Р.Паулс, а в анонсе на 3 с. обложки по недосмотру редактора «Киномеханика» названы авторы, результаты работы которых были изъяты из готовой картины: автор песен В.Высоцкий, композитор В.Баснер. Похожую оплошность допустили сотрудники «Телевидения — Радиовещания», удалившие из публикации кадр с В.Высоцким, но проглядевшие его имя в подписи. Работая с публикациями, придется учитывать и другие нюансы идеологического происхождения, из которых нам сегодня известны лишь некоторые. Скажем, фотограф В.Ф.Плотников вспоминал: «В 1974 году в «Кругозоре» [на гибкой пластинке-вкладыше] вышли его песни из кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли». И я дал цветную фотографию. Но в редакции сказали: «Цвет — это слишком много для Высоцкого»...

Хотелось бы указать и на то, что, поскольку со снижением ранга издания уменьшалась возлагаемая на него директивно-идеологическая нагрузка, в районной газете (по свидетельствам журналистов той поры) имелось в принципе больше возможностей опубликовать тот или иной дорогой душе автора материал, чем в городской, в многотиражной — больше, чем в районной... Однако, чем менее широким был регион распространения и тираж изданий (то и другое определялось «свыше»), тем ниже сегодня их «уровень доступности» (термин В.А.Дузь-Крятченко), и тем меньшее их число подвергнуто на сегодняшний день внимательному просмотру.

Из т.н. «продолжающихся изданий» в библиографию включены только книжные. Так, здесь отсутствуют иллюстрированные театральные расписания («Театральная Москва», «Театрально-концертный Киев» и т.п.). Что касается московских изданий этого плана, — заслуживают упоминания все до единого номера за период театральной работы Высоцкого, поскольку из каждого можно почерпнуть информацию о том, должен ли был он играть на сцене в каждый конкретный день (и какую роль). К аналогичным изданиям Ленинграда, Киева, Алма-Аты, Ташкента, Вильнюса, Риги, Тбилиси сказанное относится в той же мере, только количество представляющих интерес номеров в этих случаях ограничено периодом гастролей Театра на Таганке. Недоступно нам большинство выпусков таких изданий, как «Кинопремьера» и «В помощь сельскому киномеханику», хотя очевидно, что реальное количество выпусков с упоминаниями имени В.Высоцкого соотносимо с числом фильмов, в работе над которыми он принимал участие.

Вся информация разнесена в два раздела:

А — ПРЕССА (публикации в газетах, журналах).
Б — КНИГИ (публикации в книжных, в т.ч. «продолжающихся», изданиях).

В разделах публикации сгруппированы по годам; внутри каждого года следуют в алфавитном порядке фамилий авторов.

В конце приведены перечень периодических изданий и именной указатель.

В заключение хочется указать на то, что составившие список материалы нуждаются не только в дальнейшем дополнении, но и в уточнении. В первую очередь это относится к источникам, отсутствующим в перечисленных выше собраниях*, данные о которых по этой причине приводятся в соответствии с опубликованными либо неопубликованными списками, о чем всякий раз сообщает соответствующая пометка.

Всеволод КОВТУН

* Отсутствующими в фондах государственных библиотек считаем издания, которые (независимо от номинального упоминания в библиотечных каталогах) не в состоянии обнаружить сотрудники этих учреждений.


Содержание раздела ||||||| К главной странице




||||||| Стихи, песни ||||||| Выступления, интервью ||||||| Письма ||||||| Воспоминания ||||||| Исследования ||||||| Рецензии ||||||| Наши издания ||||||| Разное ||||||| Поиск ||||||| Напишите нам письмо (почтовая программа не требуется) |||||||
 

Сохраните ссылку на эту страницу или поделитесь ею:

© 1991—2024 copyright V.Kovtun, etc.