ВЫСОЦКИЙ: время, наследие, судьба

Этот сайт носит некоммерческий характер. Использование каких бы то ни было материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения авторов и/или редакции является нарушением юридических и этических норм.


Стенограмма выступления Высоцкого

в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.)

Стр. 4    (На стр. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)


Я не очень люблю, когда мои песни исполняют другие певцы, эстрадные. И совсем не потому, что это они делают хуже — наоборот, они это делают лучше, потому что они учатся в консерваториях, они обладают вокальными данными... Они учатся, они профессионалы и т.д. Они споют хорошо. Но — не так. Потому что, на мой взгляд, между авторской и эстрадной песней существует большая разница. Потому что эстрадная песня предполагает наличие нескольких авторов сразу.

А именно: поэт — автор текста, композитор — автор музыки, интерпретатор — певец, который вам поёт. Всегда есть большой оркестр сзади, всегда есть смена номеров, всё время меняется свет — вот вы увидите, когда будет ансамбль. Это всегда зрелище, и прежде всего — зрелище. И это раз и навсегда сделано, очень крепко, оркестр звучит мощно, всегда в одном ритме. Никаких новостей особенных от эстрадной песни вы ждать не можете. И обратите внимание: никому не приходит в голову, например, взять и принести магнитофон на обычный эстрадный концерт для того, чтобы записать певца. Потому что, когда уйдёт зрелище, когда уйдёт вот сцена, уйдёт вот эта перемена света, номера, там, акробаты и т.д., то очень во многом эстрадная песня проиграет. По очень простой причине: потому что довольно часто — слишком часто — мало обращают внимания в эстрадной песне на тексты. Ну, иногда слушаешь такое, что просто, ну... уши вянут. А иногда — никакой информации. В наш век — когда и телевидение, и радио, и телефоны, и сплетни, и Бог знает что, вот — и вдруг когда с... И вдруг, когда слышишь песню, в которой примерно такой текст: "На тебе сошёлся клином белый свет, на тебе сошёлся клином белый свет, на тебе сошёлся клином белый свет, и мелькнул за поворотом санный след", думаешь: ну ч.. Ну и что, в общем? А автора — два там. В общем, я думаю, что мало, конечно, надо было бы четырёх... Вот, и подобных... примеров тому много очень.

Я люблю эстрадные песни, написанные хорошими поэтами. Есть удивительные песни на эстраде. Но очень много вот таких — в которых основной упор делается на мелодию, на звучание оркестра.

Вот, ну а авторская песня, на мой взгляд, не то, что имеет преимущество, но отличается тем, что мы сами всё делаем. А именно: я пишу всё, и музыку, и стихи, и делаю это одновременно. Никогда в отрыве. Не бывает так, что я сначала написал текст, потом взял да написал музыку, или наоборот. Я работаю ночью, беру маленький магнитофончик... Если мне пришла какая-нибудь идея, или строка, или четверостишие, я тут же пытаюсь с гитарой попробовать найти хотя бы ритмическую музыкальную основу. И если вдруг получается — ты задумал написать что-нибудь серьёзное, а музыка на эту строку ложится, там, шуточная, игривая, более весёлая, то ты возьмёшь — и эту серьёзную тему разработаешь в шуточном ключе. Бывает и наоборот. Больше того, когда я вот уже выхожу сюда, на зрительный зал, видите — я нарочно прошу зажечь свет, чтобы видеть ваши глаза. Потому что поддержки нету оркестровой — есть только гитара, есть ваши глаза и есть то, что я вам хочу рассказать. Поэтому всегда хочется видеть глаза и чувствовать настроение, которое в зрительном зале. И в зависимости от этого настроения — я же ведь сам хозяин — я могу её спеть быстрее, медленнее, придать другую окраску. Потом, мои слова — глядишь, какое-нибудь выкину, какое-нибудь вставлю. Чего хочу, то и делаю, верно? Мои слова. Ну, вот.

Ну, и ещё всегда... Я знаю, что очень многие люди записывают на эстрадных... то есть на этих вот выступлениях записывают песни и уносят их к себе домой, чтоб ещё раз послушать — а что же он там имел в виду, что он хотел сказать... Одним словом, берут нас к себе в гости. Мы там себя очень хорошо чувствуем, существуя в виде магнитофонных лент. Вот. Ну, а всегда хорошо встречаться с друзьями дома, правда? Конечно, лучше за столом, я, там, понимаю — потому что после второй-третьей, как говорится, все друг друга любят, с удовольствием слушают, ведут диалоги...

Одним словом, обстановка замечательная дома между друзьями. Вот и я хотел бы, чтобы у нас с вами была такая сегодня обстановка. Поэтому — я знаю, что диалога-то не получится, вы пришли за песнями — но если что-то захочется, вы спросите, пожалуйста. Спросите, я с удовольствием отвечу. Лучше, если не из личной жизни — там, сколько раз женат, разведён, на ком, когда и где живёшь, — а вот лучше, если о творчестве какие-то вопросы. Я с удовольствием отвечу, что я собираюсь делать, и т.д., и т.д.


К СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ

К списку стенограмм ||||||| К главной странице ||||||| Наверх



© 1991—2024 copyright V.Kovtun, etc.