ВЫСОЦКИЙ: время, наследие, судьба

Этот сайт носит некоммерческий характер. Использование каких бы то ни было материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения авторов и/или редакции является нарушением юридических и этических норм.


Стенограмма выступления Высоцкого

перед студентами Геологического факультета МГУ 16 декабря 1978 г.

Стр. 18
   (На стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20)

Прочесть предысторию


Значит... «Спойте какую-нибудь из ваших лирических... они у вас...» Видите ли, в чём дело: у меня все песни — лирические. Лирические — это же ведь песни, которые... Что это такое, «лирика», а? Вы имеете в виду, наверное, любовную лирику? Такой в прямом смысле слова я не пишу — у меня гражданская лирика — скажем.

«У Дольского есть песни — пародии на вас».

Вот я вам что скажу. Я вообще против пародий, за исключением пародий на стиль литературный и когда ещё исполняют для развлечения. Вот, пародия, она носит развлекательный характер. Либо есть литературные пародии. Я думаю, что был один человек, который был в этом деле велик — Архангельский. Сейчас есть Саша Иванов, который это делает тоже неплохо. И, на мой взгляд, лучше всех теперешних делает это Лёня Филатов. Потому что он не делает пародию, взявши одну строчку и потом её начиная обрабатывать, а он делает правда — на стиль, и ещё очень хорошо показывает.

Почему мне не нравится пародия Дольского? Во-первых, я её не очень хорошо знаю. А во-вторых, вы понимете, я ещё не собираюсь, в общем, у... сходить с... с арены, и поэтому... [Такие] пародии надо тогда уж, когда нету там, или... Да и ещё, понимаете... Пародии пишут, когда сами не могут. Не получилось стих... стихи писать — вот и пишут пародии. Вот. Потом, надо всё-таки следить. Знаете, есть дружеские шаржи, а есть — пародии. Так вот, если пародия — эпиграмма, я её понимаю, если она — дружеский шарж, я понимаю. А если она не пойми что, ни подо что не подходит, а так просто — рифмоплётство, — то какая же это пародия? Это так... Куплеты надо писать для эстрады. Вот.

Так... Вот видите, я уже спел на эту заявку.

«С Юрием Петровичем или Эфросом — с кем интереснее работать?»

Ну, это, в общем, праздный вопрос и поставлен он неверно. Значит, вы могли бы просто меня спросить: «С кем вам интересно работать, с Юрием Петровичем Любимовым? С Эфросом? С Бруком? С Тарковским?..» Мне бы со всеми с ними интересно очень работать.

Значит... С ними — по-разному. По-разному интересно. Необычайно интересно работать с Эфросом — особенно мне было. Потому что я после десятилетнего пребывания, там, двенадцатилетнего в театре, когда я работал только с одним режиссёром театральным, вдруг встретился с человеком, который абсолютно занимается другими вещами в смысле эстетики и формы. Но тем же самым в смысле идей и проблем.

Вот, так что они не разные совсем по тому, как они думают про эту жизнь. А по тому, как они воплощают это, они разные, и с ними работать необычайно интересно — и с тем, и с другим.

С Любимовым безумно трудно работать, но я думаю, что и с Эфросом — ещё труднее. Потому что к Любимову мы привыкли. Потому что Эфрос очень-очень мало возится. Эфрос набрасывает — и пускает тебя, говорит: «Давай, пошёл!» как можешь. Барахтайся. «А теперь, — говорит, — ребята, надо играть!»

Любимов всё доводит до конца и не позволяет себе, чтобы на его глазах был ещё «полуфабрикат» — он может с ума сойти от этого. Эфрос — допускает и больше доверяет: «Давайте!» Он верит, если... Особенно — с людьми, с кото... в которых он верит, он считает, что через... даже хоть через несколько спектаклей они дотянут.

Вот в этом, может быть, небольшая разница, а так, в общем, они простукиваются в одно и то же. Недаром, в общем-то, эти фамилии стоят где-то там в первых рядах режиссуры нашей. Ну, ещё, может быть, одна... А может быть, и больше никого.

Так. Теперь. «07», «Девушка, здравствуйте...» Ну да. В связи с чем я её написал? И ещё песни о про...

Вы знаете, я никогда не помню, в связи с чем написал. Да это даже неважно, самое главное — результат напи... — то, что написано. А что это вызвало к жизни — какая разница? Может быть, ничего, может быть, сон какой-нибудь приснился. А может быть, пришло слово, может быть — какая-то строчка. Очень часто бывает так, что просто придёт строчка любопытная, и от неё — вся песня. Вот.

Так. Ну, тут уже требования чего-то спеть. Я ещё с[ей]час вам спою песню, которую во многих просят...

Значит, «Несколько слов о планах, там, последующих, предстоящих работах в театре».

Я сейчас работаю над «Преступлением и наказанием», и буду играть роль Свидригайлова. «Преступление и наказание». Инсценировка, у нас в театре будет... которая будет идти, называется не «Преступление и наказание» — называется она «Родион Романыч Раскольников». И взята больше всего история с тем вот, как... как Свидригайлов про него говорит, что теорию-то он выдумал, а вот перешагнуть не задумываясь — не в состоянии. Из-за этого, дескать, он страдает.

Вот. Дело в том, что очень много пишут сочинений, школьники особенно и молодые люди. Например, сочинение под заголовком: «Раскольников — герой нашего времени». Да-да, правда-правда. Так учат в школах, что некоторые дети, и я думаю, большинство присутствующих... и я до определённого момента думал так и жалел его. Достоевский этого эффекта не хотел никаким образом. И часто очень подчёркивал его надменность в общении с людьми, его не любили студенты и сокурсники, потому что каторжники побили его за то, что он не хотел молиться — и всякие-всякие такие странные вещи, мимо которых много... проходили. В этой, в этой инсценировке исследуется проблема молодого человека. По-моему, на мой взгляд, она очень современна теперь в связи с тем, что происходит в мире — и по поводу террора, и всего там...

Вот. Дальше будет — мы, вероятно, будем ставить «Дом на набережной» Трифонова, и поза-позавчера была у нас читка. Сделали такую инсценировку... не то пьесу, я даже не знаю, как это сказать — но очень интересно, на мой взгляд, очень. Если кто-то читал — значит, меня поддержат, что хорошо бы в театре это сделать. Правда, это очень трудно, но мне кажется, что можно. Вот. Кого я буду там играть, не знаю, но буду обязательно.

Дальше мы хотим... Планы-то обширные очень, но остальное уже тоже... Вообще всё зависит не только от нас. Что-нибудь будем делать.

Значит, на... «Сейчас на нашей эстраде, как кажется, очень скучно. Слишком много неотличимых друг от друга певцов...» Правильно, «...с хорошо поставленными голосами и прочими достоинствами. Как вы в этом свете относитесь к творчеству Аллы?..»

Вот я уже вам сказал. В этом свете вот мне кажется, что она выделяется именно тем, что она работает, что... Вы понимаете, она ещё — творец. Вот когда присутствует творец — я в прошлый раз говорил, — это всегда достойно уважения. Потому что когда человек что-то своё делает... Она занимается ещё творчеством помимо исполни... помимо исполнительства, она думает, как это сделать, для чего. Но, к сожалению, я вот вам сказал, что... Но это не она виновата по поводу текстов.

И вот я заканчиваю с записками, и нужно нам с вами...


К СЛЕДУЮЩЕЙ СТРАНИЦЕ

К предыдущей странице ||||||| К списку стенограмм ||||||| К главной странице ||||||| Наверх



© 1991—2024 copyright V.Kovtun, etc.